Мы в твиттере    Мы в ФэйсБук    Мы ВКонтакте   
8 (727) 333 51 36
Получить полезную статью

Новая рубрика
Новая рубрика

«Должностная инструкция, что это?»

Сегодня многие руководители задаются вопросом: «Почему персонал не выполняет свою работу?», «Как добиться эффективности в работе?».

Директор предполагает, что сотрудник знает каковы его обязанности, за что он отвечает, что является результатом его труда. Но знает ли сотрудник свою работу и обязанности, знает ли он свой конечный продукт?

Чаще всего сотрудник не получает никаких письменных инструкций, устные наставления он быстро забывает, и работает он так, как ему хочется: он вносит свое мнение, свое видение, свой характер в  работу. В результате появляются неразрешимые проблемы: невыполнение приказов, некачественный продукт, нарушение сроков поставок, соответственно денежные потери для предприятия.

Решить данную проблему поможет должностная инструкция.

 

Трудовой Кодекс РК  предусматривает, что «при приеме на работу, работодатель обязан ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка в организации, иными актами работодателя, имеющими отношение к работе (трудовой функции) работника, коллективным договором» (ст.33). А работник обязан «выполнять трудовые обязанности в соответствии с трудовым, коллективным договорами, актами работодателя (ст.22).

Мы видим, что  «Должностная инструкция» это один из внутренних документов предприятия для описания  трудовых функций сотрудника. Сегодня есть мнение, что это просто стандартный документ, в который никто не заглядывает и не применяет в работе. Но можно разработать такую инструкцию, которая будет работать и помогать, и руководителю и сотруднику.

«Должностная инструкция» стандартно отражает права, обязанности и немного действий сотрудника.

 

В  Должностной инструкции раскрываются:

— конечный результат для каждой должности;

— правила вступления в должность и передача дел другому человеку;

— права, обязанности и ответственность сотрудника;

— цели и функции поста;

— получения конечного результата по каждой должности.


Имея полную «Должностную инструкцию», руководитель и сотрудник  не будут тратить время  на выяснение «кто прав, кто виноват!?», а будут производить  конечный продукт компании.

 

Предлагаем следующий ПРИМЕР из Должностной инструкции Главного бухгалтера, разработанной нашими специалистами:

2.5. Освобождение и  вступление в должность Главного бухгалтера

1. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем компании.

При принятии решения руководителя компании о смене главного бухгалтера по каким-либо веским причинам руководитель:

  • издает приказ об освобождении сотрудника с должности главного бухгалтера компании
  • дает указание кадровой службе о поиске подходящей кандидатуры на вакантную должность.

Квалификационные требования, предъявляемые к кандидату на должность Главного бухгалтера компании:

  • наличие высшего либо среднего специального образования;
  • глубокое владение современной методикой бухгалтерского учета в условиях рыночных отношений;
  • знание действующего законодательства и нормативных актов по бухгалтерскому учету, отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, банковским операциям и налогообложению;
  • систематическое повышение своей квалификации в учебных центрах, на курсах и семинарах с подтверждением соответствующими свидетельствами и сертификатами;
  • уверенный пользователь ПК, программ 1С-Предприятие, СОНО (система обработки налоговой отчетности), Кабинета Налогоплательщика для сдачи налоговых отчетов электронным способом.
  • личная высокая ответственность, организаторские способности руководителя бухгалтерской службы;
  • желательно наличие рекомендаций,
  • отсутствие претензий со стороны налоговых органов, банков.
  • опыт работы в сфере деятельности Компании
  • опыт работы на всех участках бухгалтерии
  • опыт работы на соответствующей должности

2. При освобождении главного бухгалтера от должности производится сдача дел  бухгалтерии вновь назначенному главному бухгалтеру.

2.1. Прием и сдача дел производятся на основании приказа руководителя, где указываются:

  • сроки приема-сдачи дел бухгалтерской службы, но не более двух недель;
  • порядок оплаты труда сдающего и принимающего;
  • кому предоставлено на период приема-сдачи дел право подписи на документах, при этом должно быть оговорено, что до оформления права подписи лица, принимающего дела, документы подписывает сдающий дела под контролем принимающего.

2.2. В передаче дел должен участвовать представитель администрации организации.

3. В процессе сдачи дел проверяется состояние бухгалтерского учета, достоверность отчетных данных. Составляется акт приема-передачи, подписываемый принимающей и сдающей сторонами, который утверждается руководителем компании.

3.1. При приеме и сдаче дел производится полная проверка состояния материального и денежного учета, расчетных статей баланса, правильности ведения программного продукта (1-С Предприятие) и его соответствия с первичными документами и финансовой отчетностью компании, а также самой финансовой отчетности компании. При этом используются:

  • периодическая и годовая финансовая отчетность;
  • выписки из счетов банка, договоры, акты сверки взаимозачетов и другие документы расчетного характера;
  • регистры синтетического и аналитического учета;
  • материалы последней инвентаризации активов и обязательств;
  • акты ревизий, налоговых и аудиторских проверок;
  • вся первичная документация бухгалтерии.

3.2. Передача дел бухгалтерии производится на основе последнего представленного бухгалтерией баланса.

3.3. Акт приема-передачи  дел бухгалтерии состоит из двух частей – общей и основной, и должен отражать:

  • основные финансовые показатели компании;
  • состояние первичной документации учета, отчетности и, прежде всего, материального и денежного учета;
  • мероприятия, необходимые для улучшения организации учета и финансового контроля.

3.4. В общей части акта указывается организационная и методологическая характеристика бухгалтерского учета компании:

  • описание формы ведения бухгалтерского учета (автоматизированная, журнально-ордерная и т.д.);
  • состояние всех регистров синтетического и аналитического учета;
  • состояние первичной документации, применение утвержденных типовых и специализированных форм бланков;
  • состояние кассы и учета денежных средств (кто ведет кассовые операции, состояние записей в кассовой книге и т.д.);
  • состояние расчетных операций (реальность дебиторской и кредиторской задолженности, наличие актов сверки взаиморасчетов и т.п.);
  • состояние учета долгосрочных активов (наличие учета активов по местам эксплуатации, результаты последней инвентаризации и т.д.);
  • состояние материального учета (ведение аналитического учета запасов в разрезе материально-ответственных лиц, договоры о полной  индивидуальной материальной ответственности, материалы последней инвентаризации);
  • состояние учета затрат на производство;
  • правильность оформления и хранения первичных документов;
  • сведения об организации работы бухгалтерии (штат бухгалтерии, распределение обязанностей между сотрудниками, наличие должностных инструкций и т.д.);

3.5. Основная часть акта состоит из перечня передаваемых бухгалтерских и первичных документов, а также архива с указанием, за какой период эти документы составлены.

3.6. Акт составляется в двух экземплярах. Один остается в бухгалтерской службе, другой – у передающего дела главного бухгалтера

3.7. Передающий дела  главный бухгалтер вправе сделать соответствующие мотивированные оговорки о своем несогласии с какими-либо его положениями.

3.8. В случае выявления, по окончании приема-передачи дел, неудовлетворительного состояния бухгалтерского учета, руководитель компании назначает ответственного за восстановление бухгалтерского учета и устанавливает период времени для восстановления документации.

 


Поделится в соц.сетях

Опубликовал: 23-03-2011 / Раздел: Статьи по бухучету

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментариев нет